Дополнение к теории литературы Лема.

3 апреля 2018 - Esprit de L’Escalier

 

В методологии науки стихийно сложилось такое правило:

Каким требованиям должна отвечать любая новая теория?

А. Новая теория должна объяснять все известные явления не хуже, чем старая и совпадать с основными законами уже известными.

В. Новая теория должна так же «совпадательно» объяснять новые факты и явления, которые старая теория объяснить не могла.

С. Новая теория должна предсказывать некие новые явления, которые старая теория не могла предсказать.

Если новая теория успешно отвечает на эти три требования, она принимается как действительно НОВАЯ ТЕОРИЯ!

 

В литературе никаких теорий не было, ни старых, ни новых. Посему если Лему удалось бы создать такую теорию, то она, по крайней мере, должна была бы ПРЕДСКАЗЫВАТЬ некие новые явления в литературе.

Мне такое требование представляется абсолютно бессмысленным.

Можно ли точно предсказать, в какую сторону и с какой скоростью сдвинется Брауновская частица в ближайшую одну триллионную долю секунды?

Нет!

Это чисто хаотическое движение и поэтому никаким, кроме как статистическим, закономерностям оно не подчиняется. Аналогично и в литературе. Можно ли предсказать, какое произведение, какого жанра, какого размера и на какую тему появится в течение ближайшего дня, месяца, года?

Нет!

Можно, с определённой (очень небольшой) долей вероятности предсказать стиль стиха или рассказа какого-нибудь конкретного автора, опираясь на анализ всего его предыдущего творчества, но это лишь капля в море! Тем паче, что сам автор часто не знает, ЧТО придёт ему в голову в следующую секунду!!! У меня это случается очень часто. Хорошо ли, плохо ли, но это так и есть! У автора Esprit de L’Escalier можно, опираясь на весь предыдущий опыт, лишь предсказать, что, в среднем, он будет писать около семи новых заметочек или статеек в месяц, если не сдохнет «скоропрестижно» в самом ближайшем будущем...

 

Кстати, это возможность предсказания может служит хорошим критерием таланта автора, ибо у какого-нибудь графомана, как раз можно довольно точно предвидеть, ЧТО И, ГЛАВНОЕ, КАК он напишет следующее своё сочинение.

 

То есть появление новых произведений в литературе, а более общо, и во многих других областях человеческой деятельности. – это ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ и подчиняется лишь неким статистическим закономерностям.

Поэтому ни о какой теории или предсказаниях говорить не приходится.

Пушкин предсказал, прочитав комедию А.С.Грибоедова, что половина её войдёт в пословицы. Но здесь речь идёт об уже свершившемся, созданном произведении, а не гадание на тему как, когда и о чём, завтра появится роман, рассказ, басня или поэма!

В процессах случайных можно использовать лишь теорию вероятностей, да и то, крайне осторожно.

Поэтому никакой детерминированной, то есть причинно обусловленной, теории литературы создать нельзя.

2 IV 2018

Рейтинг: 0 добавить в избранное

Загрузка комментариев...


← Назад